суббота, 23 июня 2012 г.

Замки Закарпатья (18.05.2012 - 22.05.2012). Часть 1

Этим постом я хочу открыть цикл из четырех частей, в котором опишу поездку по замкам Закарпатья с заездом на озеро Синевир и водопад Шипот.

Сразу надо сказать - поездка удалась! Погода все время была отличной! Последний день нашего путешествия несколько выбился из общей тематики древних замков - уж очень хотелось побывать на Синевире и Шипоте :) Итак, начнем!

День первый. Ужгород
Невицкий замок. Ужгородский замок. Горянская ротонда.

Выйдя рано утром на перрон в Ужгороде поняли что не зря взяли теплые вещи. Температура была очень бодрящей. Хозяин гостиницы, в которой мы остановились, сказал, что погода улучшилась буквально за день до нашего приезда, а раньше было холодно. Повезло :) Пока немного перебрали вещи и пришли в себя - стало тепло, и мы двинулись походом на Невицкий замок!

Добраться до него можно обычной рейсовой маршруткой (дешево, кажется 8 грн с человека), либо автостопом (не пробовали, но может получится дороже). Как и положено, сам замок находится на холме.

Вокруг живописный лес, птички поют.

Медленно поднимаемся навстречу руинам. Они встречают нас величественным молчанием. Замок не реставрировался, поэтому каждый камень здесь буквально дышит историей.

С разрушенных стен открывается прекрасный вид на долину реки Уж.

Расстраивает то, что смотрящие за руинами службы не успевают убирать битые бутылки, окурки, пачки из-под сигарет и прочий мусор, набросанный там различным быдлом... Неужели так сложно забрать с собой выпитую бутылки пива, или выкуренную сигарету, и выкинуть ее в мусорный контейнер, где-нибудь по дороге? Печально... Посреди руин торчин какая-то проржавевшая железная хреновина, неизвестного назначения... возможно с ее помощью предполагалось поднимать на стены какие-нибудь стройматериалы... так что не исключено, что попытка реставрации замка была.

Так же слышали, что где-то рядом с руинами замка находится изваяние из вулканического туфа, но, поскольку, мы не очень внимательно рассмотрели схему руин около дороги, мы так и не нашли его. Позже, когда мы вернулись к схеме, оказалось, что к этому (изваянию?) ведет отдельная дорога. Но время поджимало, и мы решили уже не ходить туда. Впереди нас ожидал Ужгородский замок.

Ужгородский замок находится в черте города. Мы добирались к нему от автовокзала. Буквально рядом с вокзалом находится проулочек по которому можно подняться на гору, где находится замок.

Он расположен прямо на улице, и рядом с замком есть музей истории быта. Но о нем позже. Вход на территорию замка платный. Внутри небольшой парк, с красивыми скульптурами Геракла и гидры

Гермеса

и Турула (говорят, что в клюве этой статуи когда-то была сабля, но до наших дней она не дошла).

Так же на территории парка находятся руины храма. Собственно до нашего времени дошли только остатки фундамента. Заходить на руины строго запрещено.

В самом замке много музеев. За отдельную плату можно посетить казематы, где находятся макеты замка 19 века, и более ранних веков. Реставрировался замок по макету 19 века, поэтому он не выглядит очень древним. Так же в самой отдаленной части казематов есть комната с инструментами пыток. Их немного, но они сопровождаются картинками, на которых нарисовано применение каждого инструмента. В начале этой комнаты удачно поставлен стол с сидящим за ним инквизитором (восковая фигура в черном балахоне). Я его сразу не заметил, и аж вздрогнул от неожиданности когда его увидел )))).

Теперь пару слов о музее быта. Находится он под открытым небом. Вход на его территорию тоже платный. Достаточно интересное место. Дома сделаны по старинному обычаю.

В большинство из них можно зайти и посмотреть на них изнутри. Срубы некоторых домов сделаны из толстенных стволов... возрастом минимум сотню лет. Внутри одного из таких домов мне понравился кухонный стол. Сделанный из толстых досок... тарелки были выдолблены в виде углублений в самом столе ))). На территории музея находится так же церковь, полностью сделанная из дерева.

После всех замков мы решили посетить еще одно интересное историческое место в Ужгороде. Это - Горянская ротонда. Находится она в районе Горяны, в Ужгороде. Правда таксист был сильно озадачен, когда ему сказали что хотим попасть в Горянскую ротонду... Сказал что будем искать на месте :) Ну вроде бы нашли. Оказалось что это церковь на холме )) Мы правда сначала испугались что нас не туда привезли. Здание не походило на очень древнее. Возле церкви сидел священник и занимался с детьми... Может быть такое в каждом селе происходит, но я раньше подобные сцены видел только в кино. Он нам сказал что мы приезали по адресу и попросил зайти в церковь. Собственно древняя часть ротонды находится в самом конце этой церкви, в алтарной части, куда нам сказали не заходить. Можно было смотреть на остатки древних фресок, фотографировать. Священник рассказал нам историю ротонды. Ротонда была построена предположительно в XI-XII веках. Здание современной церкви было пристроено к ней гораздо позже. На стенах ротонды видны различные фрески.

Причем, как сказал священник, под этими фресками расположены гораздо более старые византийские фрески. Один такой фрагмент был различим на одной из стен. Я проникся большим уважением к священнику, который хорошо знает историю этого места. Он рассказывал как был в Венеции и изучал византийские церковные фрески. Эх, если бы все священники были такими! Мы немного пофотографировали внутри церкви, распрощались с ним.

Он вернулся к занятиям с детьми, а мы поехали в город, отдыхать от насыщенного дня.

Больше фотографий можете посмотреть в альбомах:
Замки Закарпатья. Невицкий замок (19.05.2012)
Замки Закарпатья. Ужгородский замок (19.05.2012)
Замки Закарпатья. Горянская Ротонда (19.05.2012)
Замки Закарпатья. Прогулка по Ужгороду (19.05.2012)